/

 

Хроматическая калимба

Хроматическая калимба, в отличии от классической (диатонической) и миниатюрной, является более сложным инструментом и обладает рядом преимуществ. Такой вид калимбы появился с истоков возникновения данного инструмента. В отличии от 17-ти язычковой калимбы, хроматическая имеет 34 язычка, а соответственно широкий звуковой диапазон - большее количество тональных оттенков. На таком инструменте можно сыграть абсолютно любую мелодию, в то время, как классическая и тем более миниатюрная, достаточно ограничены в звуке, хотя их и можно перестраивать в другую тональность.

Хроматическая калимба

Не смотря на все плюсы хроматической калимбы, данный инструмент является профессиональным и играть на нем без специальных навыков достаточно сложно. Хроматическая калимба рекомендуется к приобретению опытным музыкантам, которые уже уверенно умеют играть на классической (диатонической калимбе), умеют её перенастраивать в другой строй и самостоятельно подбирать любые мелодии.

Строй хроматической калимбы

Как и диатоническая калимба, хроматическая имеет строй До-мажор (С), нижний ряд язычков выстроен в обычном порядке, как и на 17-ти язычковой, а верхний ряд имеет пониженное звучание. Таким образом, для игры сложных композиций не требуется перестраивание инструмента, двух гамм вполне достаточно. Язычки хроматики расположены таким образом, что верхний звучит в диезе нижнего, т.е. если в нижнем ряду расположен язычок Ля, то прямо над ним находится Ля-диез. С таким строением даже не требуется клеить уточняющих наклеек, как обычно это делают на диатонической калимбе, все и так понятно и просто. Если нужно повысить ноту на пол тона, то просто используешь тот же верхний язычок.

Строй хроматической калимбы

Помимо 34-х язычковой калимбы существуют и 21, а так же 24-х язычковые, строй у них конечно же различается, хотя и немного. На рисунке выше показан строй хроматических калимб с различным количеством язычков.

Корпус и язычки хроматической калимбы

Корпус хроматической калимбы обычно изготавливается из цельного дерева, реже встречается акустический, выполненный в виде барабана. Такой подход к изготовлению инструмента обуславливается особенностью его строения, хроматическая калимба имеет два ряда язычков, что делает её в два раза тяжелее диатонической, соответственно требуется и более прочная основа, что лучше всего может обеспечить именно цельной кусок дерева.

Хотя, хроматическая калимба с цельным корпусом и весит около 600 грамм, привыкнуть к инструменту достаточно просто, в руках он лежит так же удобно и язычки расположены в два ряда таким образом, что не составляет труда достать пальцами любой из них. Не смотря на удобство расположения язычков, руки при игре на таком инструменте устают сильнее, особенно при исполнении сложных произведений, когда нужно часто перескакивать с нижнего ряда на верхний, с левой нижней стороны на верхнюю правую и т.п..

Помимо всего выше сказанного, к основным минусам хроматической калимбы, можно отнести её особенность - плохо держать строй. Если диатоническую калимбу можно настроить и играть целый месяц, то хроматическая требует постоянной подстройки. Данный минус связан именно со сложным двухрядным строением язычков и с этим, к сожалению, ничего не поделать. И хотя подстроить инструмент - это вообще не проблема для опытных музыкантов, двух-рядовое строение хроматической калимбы усложняет этот процесс, потому что до язычков первого ряда проблематично достать молоточком.

Исходя из всех рассмотренных плюсов и минусов хроматической калимбы, данный инструмент, однозначно, заслуживает внимания. Если вы уже имеете опыт игры на диатонической калимбе, приобретите хроматику - она подарит вам новый опыт и эмоции.