Калимба относится к щипковым музыкальным инструментам, история которого начинается в Африке, где он является народным и называется Мбира. До настоящего времени так и не известно когда именно, в каком году, появился на свет данный инструмент и кто его изобрел, но мбира используется африканскими народами в качестве основного, народного инструмента на различных гуляниях, в ритуалах и других культурных мероприятиях.
Поскольку народы африки очень музыкальные люди, мбира присутствовала практически в каждом доме, простота её конструкции и не большая стоимость изготовления делали инструмент доступным большинству людей, не обладающих большим достатком. Учиться игре на мбире, как и на барабанах, учились с самого детства, конечно музыкантами становились далеко не все, а лишь люди обладающие терпением и слухом.
В различных частях Африки мбира распространена и под другими названиями - маримба, санза, ликембе, тимбила.. Но во всех случаях - это один и тот же инструмент, имеющий одинаковое строение, но различный музыкальный строй и количество язычков.
Если посмотреть на старинный музыкальный инструмент, то можно заметить, что он имеет то же строение, что и современная калимба. Самой основой служит выструганная деревянная доска, на которой закреплены кованные или бамбуковые язычки, с помощью которых и извлекаются звуки. Мбира, в отличии от современной калимбы имеет другой музыкальный строй, у неё другое количество язычков, расположенных в определённом порядке. Большие язычки издают низкие ноты, маленькие - высокие.
Игра на таком инструменте доставляет удовольствие, потому что язычки расположены таким образом, что даже хаотичные движения по ним пальцами извлекают приятные мелодичные звуки.
Во времена колонизации Америки мбира была завезена рабами на Кубу. Позднее, в 1924 году, английский исследователь этнической музыки народов мира, по имени Хью Трейси, приметил мбиру, прибывая в экспедиции на "чёрный континент" и данный инструмент его впечатлил. Прекрасное звучание, простота игры и изготовления музыкального инструмента не оставили его равнодушным. Вернувшись из экспедиции он обратился к мастерам, с помощью которых "подогнал" мбиру под западные музыкальные стандарты и на свет появился её аналог - калимба.
Трейси открыл музыкальную фабрику и началось массовое производство калимбы, фабрика работает и на сегодняшний день, под руководством его детей. Таким образом, благодаря предпринимательской жилке Трейси, калимба начала распространяться по всему миру. Калимба отличается от своей предшественницы мбиры музыкальным строем и количеством язычков. Инструмент изготавливается из определённых пород дерева и может иметь разное строение корпуса - цельной или акустический.
На сегодняшний день, калимба остаётся одним из самых популярных компактных и доступных музыкальных инструментов. Как и в прошлом, современная калимба имеет региональные отличия в виде особенностей музыкального строя, а так же количества и способа расположения язычков. Можно выделить два вида калимбы - хроматическая, которая имеет два ряда язычков и простая, привычная всем калимба с 17-ю язычками, расположенными в один ряд.
В связи с развитием технологий, корпус современной калимбы так же претерпел изменения. Теперь, вместо дерева может использоваться акрил или комбинированный с деревом эпоксид, форма корпуса у современной калимбы точно рассчитывается математическим путём для улучшенного акустического эффекта. На современную калибу навешивают звукосниматели, таким образом используют инструмент для игры в оркестре или для создания современной музыки.