//

 

Виртуозные приёмы игры на калимбе

Калимба является достаточно простым инструментом, играть на котором научиться легко даже людям, не имеющим никаких музыкальных навыков и тем более образования. Игра на калимбе осуществляется большими пальцами обеих рук, а именно подушечкой пальца или ногтем. В данном же случае мы рассмотрим несколько приёмов виртуозной игры на калимбе, с помощью которых можно не просто сыграть мелодию, а приукрасить её, сделать звучание интереснее и ярче.

Данные приёмы называются виртуозными, потому что для их применения необходимо уже иметь какой-то опыт игры на калимбе, такие приемы являются дополнительными и усложняют процесс игры, но делают звучание инструмента более интересным и насыщенным.

1. Ребро

Данный приём игры подразумевает извлечение звука ногтем большого пальца из последовательно расположенных язычков инструмента. Т.е. вы проводите ногтем пальца по ребрам нескольких или всех язычков одной стороны калимбы.

Приемы игры на калимбе

Таким образом, извлекаемым звуком можно разбавить мелодию или сделать переход от одного куплета песни к другому. Здесь важно учитывать, что игра происходит именно ногтем большого пальца, а не подушечкой, что допустимо при обычной игре. Если данным методом извлечение звука производить подушечкой пальца, то звук будет глухим, к тому же, можно легко заработать мозоль.

Приём игры "Ребро" заключается в извлечении звука из нескольких язычков, но это не значит, что нужно проводить пальцем сразу по всем нотам (язычкам). В зависимости от произведения, которое вы играете, ребром можно извлечь звук из нескольких язычков, расположенных как снизу, так и сверху или по середине.

2. Эффект Вау-Вау

Применение данного эффекта при игре на калимбе даёт необычное и очень интересное звучание инструменту. К сожалению, такой эффект можно извлечь только из калимбы с акустическим корпусом, потому что он производится именно за счет акустической резонации.

Играется эффект достаточно просто - после извлечения звука язычками калимбы большим пальцем правой или левой куки прикрывайте и открывайте резонаторное отверстие корпуса. В результате получится интересный звук, которым можно украсить мелодию, например в момент её окончания или при переходе.

Звуковой эффект на калимбе

Довольно часто встречаются калимбы с акустическим корпусом, в котором на задней части предусмотрены два отверстия для создания подобного эффекта "Вау-вау". В таком случае можно использовать не основное резонаторное отверстие на передней части инструмента, а именно эти два, прикрывая и открывая из указательными пальцами рук.

Акустическая калимба с отверстиями на задней части

На калимбе, имеющей цельной корпус, можно извлечь похожий эффект путем плавного покачивания инструмента в руках вверх и вниз, короткими волнообразными движениями. Конечно, данный эффект будет менее ярким, чем "Вау-вау" на акустическом корпусе, но все-же, таким способом можно приукрасить композицию и придать ей больше оттенков звучания.

Эффект звука на калимбе с цельным корпусом

3. Цепочка

Интересного эффекта звучания калимбы можно добиться с использованием дополнительного аксессуара - простой металлической цепочки. В зависимости от её толщины, вида плетения и материала изготовления может получиться абсолютно разный эффект звучания.

Цепочка крепится (обматывается) в верхней части язычков и одним или несколькими слоями ложится на поверх них, либо крепится к самому корпусу. Таким образом, при игре на инструменте язычки вибрируют и цепочка издает интересный звук в такт, с небольшим отставанием. Встречаются калимбы, которые продаются сразу с данным аксессуаром, но изготовить его можно самостоятельно, просто купив обыкновенную металлическую цепочку. С размерами, вариантами плетения и прочим можно уже будет самостоятельно экспериментировать, в зависимости от размера вашего инструмента, строения корпуса и личного вкуса.

Калимба с цепочкой

Для яркого примера данного эффекта на калимбе отлично подходит рождественская мелодия "Jingle Bells", в которой цепочка звучит в такт, создавая эффект звучания колокольчиков оленей Санты-Клауса.

4. Песок

Еще один способ создания звукового эффекта при игре на калимбе - использование крупного песка. Такой вариант сработает опять же, только с акустическим корпусом, не имеющим отверстий на задней части. В сам корпус засыпается немного крупного песка (или какой-нибудь крупы - рис, пшено), который при игре на калимбе от вибрации корпуса начинает издавать звук схожий с маракасами.

Чтобы создать более насыщенный эффект таким способом, необходимо, чтобы сама калимба была не в руках, а лежала на ровной плоской поверхности (стол, ящик). Играть конечно таким образом не очень удобно, но эффект звучания создается очень не обычный и яркий.